.
«Бесшовная модель образования:путь от детского сада к школе!
В рамках программы бесшовного образования наши воспитанники посещают кружок естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» в МБОУ «Школа № 25». Это мероприятие стало частью нашей общей цели – создать непрерывный образовательный процесс, который начинается еще в детском саду и плавно переходит в школьную программу. Ведь чем раньше дети начинают знакомиться с окружающим миром, тем легче им дается учеба в будущем.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
Цель данного кружка: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Обучение проходит на базе МБДОУ «Детский сад № 66» (3 раза в месяц) и один раз в месяц базе МБОУ «Школа № 25», с группой по 15-20 человек. Продолжительность занятия с детьми 30 минут.
Занятие кружка в школе проводит учитель начальных классов Михеева Валентина Викторовна, в детском саду, воспитатель Кравчук Анастасия Дмитриевна.
Для реализации научно-исследовательской деятельности детей в группе детского сада организована мини-лаборатория «Маленькие исследователи». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда, бросовый и природный материал, инструменты для опытов.
Родители также были подключены к работе кружка «Мир вокруг нас». Они принимают активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Проведены родительские собрания, на которые были приглашены директор школы Белолипская Юлия Андреевна и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Овчинникова Лилия Владимировна. Они познакомили родителей с программой обучения, «Школой будущего первоклассника», которая начинает работать во второй половине учебного года, правилами приема воспитанников. Родителям предложены консультации на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
- «Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома»
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения: беседы, дискуссии; наблюдения за объектом; просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов; постановка и решение вопросов проблемного характера; моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе); проведение опытов и экспериментов; фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; использование художественного слова; дидактические игры; ситуация выбора.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
На занятии ребята узнают много интересного о нашей планете. Формируются основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работа и работу с дидактическим материалом. Дети закрепили правила поведения в лаборатории. Наблюдали и участвовали в проведении опытов: «В почве есть воздух», «В почве есть вода», «В почве есть песок, глина». Знакомились со свойствами воды. Все это сопровождается яркими иллюстрациями, презентацией на тему «Образование почвы», играми и экспериментами, что делает урок незабываемым.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что у ребенка формируется готовность к обучению в школе, развиваются те интеллектуальные качества, творческие способности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Наша задача – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
В течение этого учебного года будут проведены опыты-эксперименты по темам:
Свет
Почва
Вода
Снег
Лед
Электричество
Вес
Магниты
Воздух
Звук
Песок, камни
Комнатные растения
Солнечный свет
Хочется отметить положительные результаты проведенной работы.
Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
Мы уверены, что такие встречи помогают детям лучше адаптироваться к школьной жизни и делают переход из детского сада в первый класс менее стрессовым. А главное - они учатся любить знания и стремиться к новым открытиям!
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делает сегодня то, что делал вчера…. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»