Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, в маршрутное такси. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
• потребность в движении преобладает над осторожностью;
• стремление подражать взрослым;
• недостаток знаний об источниках опасности;
• переоценка своих возможностей.
Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения необходимо проводить в комплексе .
- Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения, например для дошкольников и младших школьников, неприемлема.
Детям и родителям мы предлагаем поиграть. Можно это делать во время похода в магазин или в любое свободное время.
Малышу задаются вопросы, а он должен на них ответить
1. Сердце машины -… (мотор)
2. Знак, обозначающий “Проезд запрещен”, - (кирпич)
3. Край дороги - (обочина)
4. Изменение направления движения - … (поворот)
5. Наказание за нарушение ППД - … (штраф)
6. Заторы транспорта на дороге - (пробка)
7. Животное, обозначающее переход дороги, - … (зебра)
8. Пересечение двух дорог - … (перекресток)
9. Транспорт, выравнивающий дорогу, - … (каток)
10. Человек, управляющий транспортом, - … (водитель)
11. Человек, не соблюдающий правила - … (нарушитель)
12. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью, - … (велосипед)
- Чем полезны такие приёмы в работе? Что такие задания заставляют делать? (Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать) .
Словесная игра «Словарь определений»
надо подобрать к этим словам свои определения
Автомобиль –
Велосипед –
Дорога –
Движение –
Транспорт –
Пешеход –
Автомобиль – транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
Велосипед – двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
Дорога – путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
Движение – езда, ходьба в разных направлениях.
Транспорт – движущиеся перевозочные средства специального назначения.
Пешеход – человек, идущий пешком.
- метод направлен на развитие первичных умений давать определения понятий.
«Назови транспортное средство»
- Вспомнить как можно больше сказок, мультфильмов, где упоминается любое транспортное средство:
• На чём Емеля ехал к царю во дворец? (печка)
• Транспорт кота Леопольда. (велосипед)
• Личный транспорт Бабы – Яги? (ступа)
• На чём ездила Золушка на бал? (карета)
• На чём летал старик Хоттабыч? (ковёр – самолёт)
• На чём ехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассеиной? (поезд)
• На чём летел барон Мюнхгаузен? (ядро)
• В чём переправлялась по морю царица с младенцем (бочка)
• При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты? (повозка)
Ну и в конце нашей игры три «Хитрых, шуточных вопроса»
- Когда человек может двигаться со скоростью машины? (когда едет в машине)
- По чему ездят машины? (по дороге)
- Автобус ехал в Москву, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву? (один)
- Нами не раз обсуждались вопросы: как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий? Ответы на эти вопросы есть. К ним относятся:
- не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
и чаще использовать наблюдения в реальной обстановке.
|